Обзор
Обзор

Что такое самовыкуп товаров на маркетплейсах

Самовыкуп товаров — это метод продвижения на маркетплейсах, он заключается в заказе и дальнейшем выкупе своего же товара, чаще всего это делает на сам продавец, а его посредник.

Содержание

Команда PSP
20.02.2023
  • Читать 5 мин
Почитать позднее
Цель любого селлера на маркетплейсах — быстро и выгодно продавать свои товары. Чтобы достичь этого, необходимо заниматься продвижением своего бренда. Есть множество способов, одним из наиболее популярных являются самовыкупы. К этому способу продвижения на маркетплейсе часто прибегают, чтобы попасть в топ выдачи. Однако иногда площадки наказывают за использование подобной стратегии.
В этой статье подробно рассмотрим, что такое самовыкупы, зачем и как их проводят и могут ли маркетплейсы наказать за использование этой стратегии.

Что такое самовыкупы
и зачем они нужны?

Самовыкуп — это заказ и дальнейший выкуп своего же товара. Конечно, чаще всего это делает не сам продавец, а его посредник.
То есть нанятый человек заказывает указанные товары и выкупает их, после чего самостоятельно (не через маркетплейс) возвращает их селлеру. Иногда продавцы договариваются с посредниками на таких условиях, что последние не возвращают покупку, а оставляют ее себе.
Возникает вопрос: а зачем это нужно продавцу?

На самом деле, все просто. Практически все маркетплейсы выводят в топ те товары, которые чаще покупают. При помощи самовыкупа селлеры увеличивают число продаж своих товаров, тем самым выводя его в топ. Кстати, этот посредник после покупки товара может оставить еще и положительный отзыв, что тоже увеличивает шанс попасть в топ выдачи площадки.
При помощи нескольких самовыкупов предприниматель значительно увеличивает свои шансы попадания в топ выдачи по основным ключевым запросам. А значит, значительно вырастает вероятность того, что посетители маркетплейса будут заказывать эти товары. Ведь большинство покупателей изучают только топ выдачи. А значит, покупают изделия, которые попались одними из первых.
Какие товары эффективно продвигать через самовыкупы:

  • товары не частого спроса — в этом случае достаточно провести до 5 самовыкупов, чтобы значительно поднять позиции в выдаче;
  • товары с большой маржей и минимальной ценой доставки — в этом случае можно преследовать 2 цели: занять неконкурентную нишу или остановить падение числа продаж;
  • главные товары магазина — продвигать абсолютно все свои изделия не стоит, лучше сконцентрироваться на своих флагманах;
  • товары со скидками в высоконкурентной нише — конкурировать в такой среде на обычных условиях не получится, но при помощи скидок и самовыкупов — вполне.
Если категория товара, которую вы хотите продвинуть на маркетплейсе, является очень популярной (например, как поп-ит в свое время), то самовыкупы здесь не помогут. Ведь у конкурентов по поисковой выдаче будет огромное число продаж. Селлеру придется сильно потратиться на самовыкупы своих товаров, прежде чем он попадет в топ. В таком случае использовать этот способ продвижения считается нецелесообразным.

Отношение к самовыкупам

У WildBerries, Ozon и Yandex Market схожие правила по отношению к самовыкупам
Поэтому вопрос мы изучим лишь на примере WB.
Для остальных маркетплейсов все будет примерно то же самое, поэтому повторяться не будем.
В конце декабря 2022 года на «Вайлдберриз» вышел акцепт оферты, то есть обновленные условия сотрудничества с селлерами. Главным обновлением стал запрет самовыкупов и борьба с ними. Это действие приписали к «Манипуляции рейтингом», подробнее с ним вы можете ознакомиться в пункте 5.3.1. Оферты WildBerries. На «Озон» и «Яндекс Маркет» тоже есть подробные пункты.
Однако нововведение не сработало,
так как начали страдать обычные продавцы.
У продавцов, которые давно работают на площадке и у которых качественные товары, есть постоянные заказчики. Особенно это характерно для селлеров, которые торгуют расходными материалами: приправы, носки, гвозди и так далее. Соответственно, клиенту нравится товар и он его периодически заказывает по мере надобности. Однако система маркетплейса начала расценивать такие ситуации как самовыкуп.

Конечно же, пошли штрафные санкции по отношению к продавцам. А некоторых предпринимателей и вовсе заблокировали. Часть из них даже не знала, что такое самовыкуп. Если такое произошло, настоятельно рекомендуем идти в суд. Доказать факт самовыкупа практически невозможно (если, конечно, сам продавец у себя и не заказывал). Поэтому у площадки есть только домыслы, а должны быть факты.
Важно! Рекомендуем изучить страницу: https://kad.arbitr.ru/ — это Картотека арбитражных дел. Около 70% судебных дел (а всего их было около 1 600 с ноября 2021 года) заканчивались в пользу селлера, так как маркетплейс не мог доказать факт манипуляции рейтингом.
Согласно той же самой оферте маркетплейса, продавец не может отказать в поставке товаров клиенту без веской причины. А периодические заказы одних и тех же товаров от конкретного человека не являются подобной веской причиной. Значит, продавец должен отправить товар заказчику. Поэтому на данный момент самовыкупом заниматься без последствий можно, но только через посредников.

Особенности самовыкупа на Ozon

На «Озоне», как и «ВБ» официально запрещены самовыкупы.
Только здесь они попадают сразу под нарушение двух пунктов: «Манипулирование рейтингом» и «Попытка искусственно ограничить конкуренцию».
Если вы уже торговали на Ozon, то знаете – у них балльная система нарушений. То есть за каждое нарушение правил продавец получает некоторое количество баллов.
Важно! При наборе 1000 баллов магазин продавца будет заблокирован.
За нарушение, связанное с самовыкупом, на селлера начислят 200 штрафных баллов. Они будут держаться в течение 3 месяцев, после чего исчезнут. Было много случаев, когда предприниматели через суд снимали с себя штрафные санкции и разблокировали свои магазины. Однако гораздо проще проводить самовыкупы таким образом, чтобы боты и алгоритмы маркетплейса не заметили нарушения.
Кстати, на «Озон» не так выгодно заниматься самовыкупом, как на других площадках. Дело в том, что на этом маркетплейсе есть огромное количество других легальных способов продвижения. На тех же WildBerries и Yandex Market этих инструментов в разы меньше. Поэтому на «Озоне» часто проще и выгоднее пользоваться встроенными инструментами, чем проводить самовыкупы.

Особенности самовыкупа на «Яндекс.Маркет»

В отличие от "Вайлдберриз" и "Озон", «Яндекс Маркет» официально не запрещает самовыкупы.
Однако на деле это совсем не так. Уже было проведено огромное количество блокировок селлеров, которые попались на самовыкупе. Конечно, много было случаев, когда через суд доказывали свою невиновность.
Тем не менее, хоть в правилах и не прописано, что самовыкупы запрещены, за них может прилететь бан.
К тому же «Яндекс» — это огромная экосистема, в которую входит такси, доставка, маркетплейс, кинотеатр, голосовой помощник, поисковая система и так далее. Соответственно, алгоритмы и роботы здесь в разы круче и совершеннее, чем на других площадках.

Поэтому на «Яндекс.Маркете» гораздо труднее заниматься самовыкупами, так как система эффективно (по сравнению с «ВБ») отслеживает это.
Важно! Тем не менее, здесь тоже можно заниматься самовыкупами, но с двойной осторожностью.
Как в случае и с «Озоном», «ЯМ» предлагает своим селлерам большое количество инструментов для продвижения. Поэтому иногда выгоднее пойти легальным путем. Но опять же, есть слово «иногда». В общем, заниматься самовыкупом проще и эффективнее на «Вайлдберриз». На остальных маркетплейсах тоже можно, но необходимо соблюдать двойную осторожность.

Механика самовыкупов

Как мы уже сказали, маркетплейсы начали активную борьбу с самовыкупами.
Конечно, эффективность их способов пока что оставляет желать лучшего. Тем не менее, уже несколько сотен продавцов были официально наказаны за манипулирование рейтингом (суд признал их вину). Все дело в том, что они были излишне самоуверенны и решили действовать самостоятельно.
Есть определенная механика самовыкупов, которая позволяет избежать
Оценить маржу, товары и запросы.
Сначала нужно выбрать товар, которые хотите продвинуть. Затем подобрать ключевые запросы, по которым будет осуществляться продвижение на маркетплейсе. После нужно определить расходы, которые будут сопровождать самовыкуп. В общем, процесс планирования.
Рассчитать бюджет.
На основании полученных на предыдущем этапе данных, составить бюджет. Желательно сразу же в него включить непредвиденные расходы, чтобы не попасть в неожиданную ситуацию с нехваткой денежных средств.
Составить ТЗ (техническое задание).
Необходимо подробно расписать план действий для посредника. ТЗ должно включать в себя ключевые запросы, по которым нужно искать товар, когда заказывать и в каком количестве. Это нужно рассчитать таким образом, чтобы marketplace не заподозрил в самовыкупе.
Контролировать процесс.
После начала реализации плана продавец должен тщательно контролировать самовыкупы. Слишком резкое повышение числа покупок или аномально большое число заказов от одного покупателя (будет странно, если человек заказал 100 пар носков) приведет к подозрению на накрутку.
Как видите, процесс самовыкупа является одним из самых эффективных способов продвижения. Но его нужно тщательно планировать и контролировать, что тяжело предпринимателям без опыта в этом. Если допустить ошибку, то маркетплейс может оштрафовать или вовсе заблокировать. Даже если в суде вы докажите свою невиновность, вы потратите много времени и сил.
Например, самая распространенная ошибка — покупка по прямой ссылке. То есть селлер кидает гиперссылку на нужный товар своему посреднику. Тот по ней переходит, оформляет заказ и забирает его. Если это будут единичные случаи, то ничего страшного. Если же большая доля товаров будет куплена по прямым ссылкам, то система опять заподозрит мошенничество. Поэтому искать товары желательно по ключам.
Чтобы не допускать ошибки и не попадать в бан, настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам. Есть специальные компании, которые занимаются самовыкупами: планируют, организовывают и контролируют их. У них есть опыт в этом деле, поэтому специалисты смогут правильно провести самовыкупы. В результате выбранные товары продавца попадут в топ выдачи, а количество продаж значительно вырастет.
Иногда селлеры обращаются сразу в несколько компаний по осуществлению самовыкупов. Тем самым планируется увеличить скорость продвижения и охват. Однако в таком случае важно выдавать всем фирмам разное ТЗ. Если будет выдано одинаковое техническое задание, то они начнут закупаться одновременно (согласно ТЗ). Но система с большой долей вероятности распознает в этом самовыкуп.

В какую компанию лучше обратиться для организации самовыкупа?

Одной из лучших в этом деле является компания Swinner.ru
Они самостоятельно подбирают подходящие ключевые слова, проводят выкупы ваших товаров через посредников (то есть это будут разные люди), оставляют адекватные реальные отзывы, забирают товар с пункта выдачи и при помощи транспортной компании или курьера в Москве доставляют изделие в идеальном состоянии вам обратно.
?
Важно! Компания гарантирует полную конфиденциальность.
Уже через 14 дней выбранные товары начнут попадать в топ-5 выдачи на WB, Ozon или «Яндекс Маркете». Подробнее ознакомиться с условиями сотрудничества с Swinner.ru вы можете на их официальном сайте. Там же есть контакты для связи. Представители компании дают бесплатную консультацию, поэтому ответят на все интересующие вас вопросы. Кстати, качество и надежность они гарантируют.

Преимущества и недостатки самовыкупов

Достоинства самовыкупов

  • Увеличивают рейтинг продавца и бренда в целом, клиенты больше доверяют ему
  • Поднимают товары в поисковой выдачи и увеличивают число продаж
  • Эффективный способ продвижения, а иногда и самый выгодный
  • Посредник может оставить отзыв на товар, что увеличивает доверие покупателей
  • Есть компании, которые оказывают профессиональные услуги в этом делеУвеличивается число продаж, а значит, селлер остается в прибыли
  • Можно обогнать конкурентов в поисковой выдаче и по числе продаж
  • Хороший способ остановки падения продаж своих товаров
Недостатки самовыкупов

  • Не является бесплатным способом продвижения на marketplace
  • Подходит не для всех товаров, например, не эффективен для популярных изделий
  • Придется забрать товар, а затем заново ввести в систему (можно запутаться)
  • Если товар низкого качества, то даже накрутка в виде самовыкупов не поможет
  • Маркетплейсы начинают активную борьбу с самовыкупами (пока не эффективно)
  • Если селлер попался на самовыкупах, его оштрафуют или даже заблокируют
  • Без опыта лучше не проводить самостоятельно самовыкупы
  • Есть подводные камни, которые важно знать для эффективного продвижения

Заключение

Самовыкупы — это один из самых эффективных способов продвижения своих товаров в поисковой выдаче маркетплейсов.
Самовыкупы — это один из самых эффективных способов продвижения своих товаров в поисковой выдаче маркетплейсов. Он подразумевает работу с посредниками, которые по техническому заданию заказывают товары продавца. Тем самым повышается рейтинг бренда, а значит, товары повышают позиции в выдаче. Однако этот процесс имеет ряд подводных камней, поэтому рекомендуем обращаться к профессионалам в этом деле.